Начать первый номер года мы решили с подведения итогов прошедшего 2019 года и предложили руководителям компаний – производителей и поставщиков оборудования, сырья и ингредиентов, работающих на отраслевом рынке, ответить на ряд вопросов:

  1. Отличительные черты реализованных вами проектов.
  2. Знаковое событие 2019 года.
  3. Планы на 2020 год.
  4. Ваш взгляд и основные выводы по итогам работы отрасли за прошедший год.
  5. Перспективы развития.

Илья Павколас, директор представительства «Бюлер» в Республике Беларусь

ip12

В первую очередь хочу пожелать вам и всем уважаемым читателям журнала, их семьям, а также коллективам всех предприятий отрасли здоровья и скорейшего возвращения к нашему привычному ритму жизни и режиму работы!

1. Проекты последних нескольких лет в хлебопечении и кондитерской отрасли начинались с того, что наши партнеры от поставщика технологии ожидают в первую очередь увеличения выходов и увеличения сроков хранения продукции. Одним из существенных драйверов становится переработка возвратов и отходов. При планировании новых производств нельзя не отметить стремление сократить количество так называемых зон передачи ответственности между поставщиками смежных участков до минимума, то есть получить комплексное решение из одних рук.

2. Мы полностью и даже с опережением графика завершили интеграцию с австрийской компанией «Хаас», приобретенной в 2018 году концерном«Бюлер», и тем самым смогли предложить еще более полную цепочку по созданию хлебобулочных и кондитерских изделий.В августе прошлого года около 800 гостей из мира промышленности и науки приняли приглашение «Бюлер»поучаствовать в «Днях делового сотрудничества – 2019»,прошедших в городе Уцвиле, Швейцария. Трехдневное мероприятие стало своего рода платформой, вдохновляющей и способствующей обмену знаниями, пониманию острой необходимости в более рациональном использовании ресурсов нашей планеты, а также, в соответствии с девизом «Создаем будущее вместе», мотивирующей представителей промышленности к быстрым действиям для реализации перемен.

Еще одним знаковым событием регионального масштаба стало успешное проведение международной конференции «Кондитерская отрасль, перспективы и тенденции» в Минске в сентябре прошлого года. Положительные отзывы заставляют нас подумать о том, чтобы сделать эту площадку обмена идей регулярной.

3. Несмотря на кризис, наше подразделение «Товары широкого потребления» «Бюлер», которое охватывает хлебопекарные и кондитерские процессы, видит во многих регионах готовность инвестировать в расширение мощностей, в новые продукты, так что мы продолжаем работать совместно с нашими партнерами над технологиями по выпуску новых, вкусных и полезных продуктов. В связи с возросшим спросом на продукты питания по всему миру пищевая безопасность приобретает еще более важное значение.

Как вы знаете, выставка Interpack-2020 перенесена на следующий год, но мы на «Бюлер» приняли решение подготовить и запустить наш виртуальный Interpack-стенд, вход на который мы откроем 11 мая т.г. Сердечно приглашаем всех посетить этот стенд, не выходя из офиса или дома, заглянуть в цифровой «шоу-рум», где будут «выставлены» новые технологические решения, зайти в «чат-комнату», чтобы узнать о новых услугах и технологиях от наших специалистов, забронировать индивидуальную консультацию, поучаствовать в интерактивных презентациях, обменяться идеями, расширить сеть контактов, все почти как на обычной выставке.

4. Кондитерская и хлебопекарная отрасль продолжают борьбу за свое место на нашем с вами столе. Я считаю, что белорусские предприятия отрасли начинают все лучше понимать и реагировать на изменения в структуре покупательских предпочтений, характеризующихся растущим интересом к более полезной и диетической продукции, безглютеновым продуктам и изделиям с пониженным содержанием соли, дрожжей, углеводов. Мой прогноз таков, что тенденция на снижение потребления мучного и сладкого как следствие роста распространения идей ЗОЖ и правильного питания будет продолжаться и к этому нужно постоянно приспосабливаться. А что касается нашей компании, то прошлый год был очень успешен для нас, чем мы обязаны нашим клиентам, которые вот уже 160 лет как доверяют «Бюлер».

5. Мы на «Бюлер» продолжаем быть рядом с нашими уважаемыми заказчиками и в это непростое время, помогая им поддерживать производство и удовлетворять возросший спрос на продукты питания. Этому способствовало и то, что в большинстве стран «Бюлер» был признан компанией-поставщиком критически необходимой инфраструктуры, благодаря чему наши офисы и фабрики имеют разрешение на продолжение работы. Рано или поздно, но пандемия закончится, и уже сейчас стоит задуматься над тем, как изменятся предпочтения потребителей в еде, и наша отрасль должна быть готова к этому. Возможно, это будет касаться не только самого продукта, но и упаковки, формата и каналов продаж, коммуникаций с потребителями. Это несомненно будет новый вызов для всех специалистов отрасли.

Александр Гераськов, директор СОАО «Юви-Продукт»

Александр Гераськов, директор СОАО «Юви-Продукт»

1. Наверное, самой отличительной чертой проектов в прошлом году было то, что их реализация осуществлялась в условиях крайней нехватки оборотных средств на предприятиях отрасли, вызванной необходимостью кредитного финансирования закупок зерна у сельхозпредприятий для последующей переработки его на муку. Поэтому при планировании крупных проектов нам пришлось учитывать это обстоятельство, предлагать планы поэтапной реализации проектов, также формы и условия взаиморасчетов, которые позволили бы свести до минимума финансовую нагрузку на покупателя. В свою очередь это потребовало очень серьезной проработки технологии и организации работ по монтажу и поэтапному запуску оборудования в эксплуатацию, чтобы не вызвать остановки или сбоя в производственном процессе. Показательным примером реализации таких проектов является реконструкция систем бестарного хранения муки на хлебозаводах в Витебске и Бресте.

2. Не знаю, насколько знаковым, но очень важным событием для нашего предприятия стал опыт сотрудничества с крупнейшим производителем пельменной продукции в Российской Федерации под торговой маркой «Сибирская коллекция». По собственному проекту мы изготовили машину, которая позволила механизировать процесс наклеивания этикетки на оригинальную упаковку. Заказчик остался очень доволен, так как машина позволила освободить от ручного труда около десятка человек. Надеюсь, этот опыт будет полезным в нашей дальнейшей работе.

3. Планы все те же. Используя наши знания, накопленный опыт и наши возможности, помогать предприятиямотрасли в решении их насущных проблем, связанных с модернизацией производства, энергосбережением, автоматизацией учета сырья, улучшения условий труда работников, повышения качества продукции.

4. Основной вывод, который можно сделать по итогам работы за прошедший год, заключается в том, что если у руководителя, технических специалистов предприятия есть видение перспектив и направлений развития, есть желание заниматься этой работой, то совместными усилиями можно решить любую проблему, как техническую, так и финансовую.

5. От этого в конечном итоге зависят и перспективы развития предприятия.

Василий Волков, директор ООО «Велдан»

Василий Волков, директор ООО «Велдан»

1. Особенных отличительных черт реализованных проектов нет по отношению к прошлым годам, если только то, что мы заметили в 2019 году большую активность на предприятиях хлебопекарной отрасли по модернизации действующих производств, именно действующих. Это говорит о том, что промышленность в уздечке тотальной экономии удержать невозможно. Оборудование имеет свой физический и моральный износ и это факт.

2. Из знаковых событий 2019 года: мы привели на рынок новые направления, о которых частично сообщали на различных информационных площадках. Позволю себе напомнить, например, BRALYX (Бразилия) – холод собственного производства.

3. Думаю, в этом году мы сможем представить еще некоторые новые направления, нам хотелось бы развить направления холодильной техники и технологии в хлебопечении на более высоком уровне.

4. Я думаю, что отрасли в 2019 году было нелегко, однако, надо заметить, наблюдался некоторый рост инвестиций, производства товаров кондитерского направления и мелкоштучных хлебобулочный изделий.

5. Я не знаю, то ли мы не доросли сознанием, то ли нет общего понимания стратегии развития рынка, но что-то явно мешает. Что я имею в виду? На мой взгляд, классика жанра выглядит следующим образом. Торговля торгует, производство производит, и происходит движение товаров и финансов. Для торговых объектов развитие собственного производства, например хлебобулочных изделий, чревата лишними затратами на производство, это площади (складские для сырья и готовой продукции, производственные), оборудование, квалифицированный персонал. Не проще ли было эти ресурсы направить на развитие непосредственно торговых объектов?!

Производство должно выпускать продукцию, которая пользуется спросом на рынке, и быстро перестраиваться под требования рынка.

Например, высокой степени готовности полуфабрикаты, замороженные, а затем непосредственно в торговом объекте в нужном количестве приготовленные и поданные покупателю в свежайшем виде. Думаю, мы к этому придем. Так живет цивилизованный мир!

Роман Абрамович, директор ИООО «Лейпурин»

Роман Абрамович, директор ИООО «Лейпурин»

1. Во всех наших реализованных проектах мы руководствовались прежде всего существующим опытом «Лейпурин» в странах ЕС, России, Украины. Данные страны сейчас в некоторых вопросах находятся на более высоком уровне развития хлебопекарной отрасли. Использование их опыта, проверенных подходов в работе с клиентами позволяет нам безошибочно сформировать наилучшее предложение.

2. Одним из самых знаковых событий в 2019 году стал запуск полноценного кондитерского направления (технолог, рецептуры, ассортимент). В Беларуси «Лейпурин» знают прежде всего как хлебников, хотя в других странах мы уже давно зарекомендовали себя в том числе как высококлассные кондитеры.

3. План на 2020-й. Активное развитие кондитерского направления, усиление своих позиций в хлебном. Будем продолжать радовать наших клиентов новыми идеями, рецептурами, высококлассным сырьем.

4. Компания «Лейпурин» видит позитивную тенденцию в работе государственных хлебозаводов:

  1. хлебозаводы стали сами инициировать разработку продуктов, в том числе под закупку оборудования;
  2. готовы рассматривать новые предложения, которые существенно отличаются от их текущего ассортимента;
  3. не просто следят за трендами рынка, но и готовы им следовать.

При этом стоит учитывать, что не все хлебозаводы готовы активно менять свою ассортиментную политику. Эту обусловлено как экономическим положением предприятия, так и выбранной стратегией развития.

Но в целом усиление конкуренции со стороны ритейла в собственном производстве и работа лидеров в каждом регионе вынуждают начинать работать иначе, менее консервативно, и искать себя в новых проектах. Что касается ритейла, то здесь ситуация следующая: полки довольно насыщены, удивить крайне тяжело.

У некоторых сетей есть огромное желание выпускать хлеб, который по всем параметрам не будет уступать индустриальному. Как мы все понимаем, достичь этого крайнего тяжело, так как это совсем другое производство. В целом в нашей стране, как и вдругих государствах, доля хлебобулочных изделий постепенно снижается, уступая место кондитерским. У индустриальных клиентов возможности развития кондитерского направления ограничены, так как сбыт в ритейл становится все сложнее. Тем не менее ассортимент развивается, появляются интересные новинки. В ритейле развитие кондитерских изделий происходит быстрыми темпами. Сети не ограничены ценовыми рамками. Основное ограничение – это фантазия и оборачиваемость продукта.

5. Одним из трендов 2020 года, как и предыдущего, будет направление ЗОЖ, которое давно стало популярным в странах ЕС, активное развитие получило в странах СНГ, и в последние годы все больший интерес проявляется в нашей стране. Им будут заниматься как индустриальные клиенты, так и ритейл.

Еще один тренд – развитие направления замороженных полуфабрикатов с различной степенью готовности. Мы все чаще получаем как от ритейл-клиентов, так и от индустриальных, запросы на участие в проектах по запуску фабрик заморозки: определение ассортиментной матрицы, разработка рецептур, предоставление сырья и технологической поддержки.

Мое видение, что в ближайшие пять лет практически каждая сеть будет обеспечивать себя самостоятельно замороженными полуфабрикатами.

Андрей Янович, директор ООО «БИЯМИ»

aya

1. Благодаря опыту и современным технологиям специалистами ООО «БИЯМИ» в 2019 году были разработаны и внедрены на хлебопекарных предприятиях республики комплексные пищевые добавки: «Колос Ф-4» и «Колос-стабил», увеличивающие сроки годности готовых изделий по сравнению со сроками, установленными в СТБ 1045 и СТБ 1009.

2. Наиболее знаковым событием для сотрудников ООО «БИЯМИ» стал 25-летний юбилей компании. Вот уже четверть века ООО «БИЯМИ» работает на белорусском рынке пищевых ингредиентов, помогая предприятиям создавать высококачественную продукцию и оказывая технологическую помощь специалистам отрасли.

3. Основные планы на 2020 год: разработка новых видов добавок и смесей для решения проблемных вопросов хлебопекарной отрасли, а также внедрение на предприятия страны комплексной пищевой добавки «Моцнымлын», основная функция которой – модификация параметров муки со средней и слабой клейковиной при производстве изделий.

4. На сегодня наблюдается общемировая тенденция к популяризации здорового питания. Как следствие, снижение потребления традиционных сортов хлеба и увеличение потребления новой, полезной для здоровья продукции.

5. Основными перспективами развития хлебопекарной отрасли являются: повышение конкурентоспособности отечественной продукции путем внедрения на рынок хлебов с увеличенными сроками хранения и разработки новых видов продуктов для лечебного и профилактического питания; обновление и модернизация оборудования на предприятиях, что, в свою очередь, поможет сократить отставание от мировых трендов в хлебопекарной отрасли и, как следствие, позволит увеличить рентабельность продаж.